ВИДЕОХРОНИКАФОТОХРОНИКА

Военными дорогами в Сирии. Путь в Алеппо.

    Полный багажник бронежилетов, камера, беспилотник - путь от Дамаска до Алеппо по прямой всего 349 км. Но это по прямой, в мирное время. Военное время - особенное. Нам предстоит проехать более 500 км, минуя территории мелких террористических группировок и крупных - Аль-Нусра и ИГИЛ. Выезжаем мы рано утром - дорога займёт весь день.

    Первая наша остановка спустя три часа, ровно на полпути, в Хомсе.  Дорога от Дамаска до Хомса спокойная - территория под 100% контролем армии САР. В Хомсе мы делаем 10-ти минутную остановку на отдых.

    Вторая половина пути уже сложнее - каждые 5 минут в пути нас тормозит проверка на блокпосту или просто дорожное препятствие - лежачий полицейский или перегороженный от обстрела участок дорожного полотна. Трассы в Сирии широкие, асфальт гладкий. Несмотря на пять лет войны, дороги тут в лучшем состоянии, нежели под луганском или в донецкой области.

    Крайние 100 км трассы самые интересные. До столицы ИГИЛ остается немногим более 130 км. Блокпосты здесь встречаются все реже и реже, а сожжёных и расстрелянных машин на обочинах все больше. Я насчитал более трех десятков. Объяснение простое - справа и слева от трассы на разных удалениях начинается территория подконтрольная радикальным исламистам. Дорожная преступная промышленность процветает. Воровство людей, подрывы на трассах, обстрелы проезжающих авто - в лучших традициях людей, исповедующих убийство за веру.

    По пути машин нет, встречных тоже. Время в пути становится долгим, и мы вслушиваемся в мерный гул резины по асфальту. Стараемся не опускать на спидометре ниже 140. Чем быстрее движется объект, тем сложнее в него попасть. Тут никто не поспорит.

    Мы пролетаем мимо мёртвых деревень, проскакиваем разбитые поселения. Повсюду следы боев. Хотя арабы любят быстро убирать свидетельства войны, разбитые дома, следы крупных разрушений повсюду.

    Когда у нас на горизонте возникает блокпост все напрягаются. В Сирии среди террористических группировок используется практика ложных блокпостов. На длинных перегонах между военными САР, боевики выезжают на трассу, устанавливают мобильный импровизированный блокпост и похищают людей и их ценности или просто расстреливают автомобили военных. Выяснять  статистику просто не хочется, поэтому просто курим одну за одной и считаем километры.

    Езда по дорогам в Сирии прекращается с заходом солнца. Примерно с 19 часов вечера. Бывали случаи, когда нам приходилось оставаться ночевать на передовой, потому что обратно в полной темноте без фар точно приедешь не туда.

    На каждом блокпосту переспрашиваем - в верном ли направлении движемся и как ситуация на этом участке трассы. Свернул не туда и первая машина с вооружёнными людьми может оказаться последней. Поэтому - внимательно!

    Однажды, когда мы снимали конфликт на юго-востоке Украины,  на трассе Донецк-Новоазовск произошел неприятный случай. На перекрестке мы выехали на блокпост ДНР, показали документы, сонный ополченец махнул рукой и мы повернули направо. А надо было прямо. Проехав так с километр, мы начали находить тревожные признаки в окружающей обстановке. Быстро приняв коллективное решение, развернули машину. На блокпосту вышел тот же сонный ополченец. На наш вопрос - "дружище, эта дорога точно в Новоазовск? Мы правильно завернули?" Он посмотрел на нас удивленно: «Так это ж к хохлам, через 3 км там их блокпост.»  Мы - «ну а что не предупредил?» «Так вы ж пресса - я думал вам к ним и надо!» - удивлённо так . Это называется человеческий фактор. И его надо тоже учитывать. Безусловно, ездить страшно. Зачастую даже не так страшно, как находиться на передовой. Дорога это всего половина работы.

    Мы добрались до Алеппо к закату солнца. Завтра нам уже предстоят съёмки алеппских трущоб и исторической части города.

    @Al_Pushini